Слушать. Слышать. Понимать. Взаимодействовать. Именно в таком порядке
Общество
05.06.2020

Слушать. Слышать. Понимать. Взаимодействовать. Именно в таком порядке

— Вася, ты в баню?
— Нет, я в баню.
— А я думал, ты в баню.
(Анекдот)

Неумение слушать и кризисы

Когда разразился мировой экономический кризис 2008 года, команда журналистов под руководством главреда Financial Times Джиллиан Тетт выявила множество его причин. Согласно данным, которые собрали и проанализировали журналисты, главной причиной кризиса оказалось отсутствие взаимодействия людей и различие их представлений о мире даже в пределах одной организации или учреждения. Единственное, что всех объединяло, — замкнутость на проблемах и интересах только своего узкопрофильного подразделения, группы, проекта или научной дисциплины.

О том, как разобщенность и отсутствие внимания людей друг к другу приводит к глобальным кризисам, Джиллиан Тетт пишет в своей книге «Проклятие эффективности, или Синдром “шахты”. Как преодолеть разобщенность в жизни и бизнесе» — мы опубликовали саммари на нее во вторник:

В Швейцарии банкиров называют гномами, потому что они усердно трудятся в тишине. В UBS крупнейшем банке мира и таком же символе Швейцарии, как часы или шоколад, — за обнаружение угроз отвечали три тысячи сотрудников. Чиновники Швейцарской федеральной банковской комиссии называли этот банк образцом контроля над риском. Весной 2007 года, когда в США выдавалось небывалое количество ипотек, члены комиссии даже не подозревали, что банку грозят проблемы. Ведь специалисты по рискам UBS убедили их, что в случае падений цен на жилье банк получит прибыль, так как открыл дополнительные короткие позиции (короткие позиции трейдер открывает в надежде получить прибыль от падения рынка). Проверяющие поверили, что банку ничто не угрожает. Но осенью того же года из-за неудачных вложений в американский ипотечный рынок UBS понес $700 млн убытков, а к весне 2009 года они выросли до $30 млрд!

Согласно отчету банка, проблема была в системе. Банковские гномы коллективно себя дурачили, веря, что банк в безопасности и процветает. Топ-менеджеры банка, управляя своими изолированными подразделениями, не задавали друг другу неудобных вопросов и не интересовались у подчиненных, что на самом деле происходит. Команды не делились информацией и не хотели, чтобы в их дела вмешивались.

Джиллиан Тетт считает, что разобщенность и раздробленность по-прежнему угрожает людям и компаниям, она провоцирует коллективное совершение глупостей и создает возможности для конкурентов.

В чьих интересах — слушать?

Мы действительно очень часто не слышим друг друга. Мы не осознаем, что слушать, задавать вопросы, получать обратную связь — прежде всего в наших интересах. Нам кажется, что, слушая человека, мы делаем это для него, хотя на самом деле все ровно наоборот. Небрежность в общении, зацикленность на собственных узких интересах, отсутствие эмпатии очень нас обедняет, лишает наши отношения глубины, а в масштабе общества ведет к так называемой атомизации — распаду общественных связей и социальной изоляции.

Чем сильнее общество атомизировано, тем меньше в нем независимых от государства общественных организаций, поддержки и сотрудничества и тем выше градус цинизма и агрессии. Атомизация общества свойственна тоталитарным режимам. Как пишет доцент Института общественных наук РАНХиГС, политолог Екатерина Шульман, большинство тоталитарных режимов, пропагандируя ценности коллективизма, на самом деле уничтожают все связи между людьми, независимые от государства, лишая таким образом человека защиты перед государственной машиной.

Между тем, крепкие социальные связи обеспечивают нам ощущение счастья вне зависимости от уровня материального достатка. Умение качественно слушать и говорить делает нас социально успешными, повышает рабочую эффективность, влияет на наше чувство удовлетворенности жизнью и даже на здоровье.

Слушать, чтобы быть услышанными

Научиться слушать нам необходимо еще и для того, чтобы быть услышанными. Проявляя к человеку внимание, осознанно интересуясь его точкой зрения, мы создаем истинную близость и получаем интерес к самим себе. Таким образом мы многократно повышаем ценность общения и извлекаем от него гораздо больше пользы. Однако вместо того, чтобы слушать, мы, как правило, стремимся поскорее выразить себя и донести до других собственное мнение. Часто мы только делаем вид, что слушаем, а на самом деле нетерпеливо ждем, когда собеседник закончит говорить, чтобы поскорее произнести собственные слова, которые просятся наружу. Мы не пропускаем речь собеседника через себя, потому что зациклены на себе и молчим только потому, что заняты продумыванием собственного ответа.

В книге «Выступление в стиле TED. Говорю. Слушаю. Слышу» специалист по звуку, общению и публичным выступлениям Джулиан Трежер называет четыре психологических фактора, разрушающие общение:

Четыре «пиявки, которые высасывают из общения энергию»:

      1. Желание выглядеть лучше собеседника.Проявляется в стремлении показать, что все сказанное собеседником вам хорошо известно, привычке придумывать свой ответ в то время, как собеседник говорит, преувеличениях и неоправданно пафосных метафорах.
      2. Желание быть во всем правым.Проявляется в привычке перебивать.
      3. Стремление угодить, понравиться всем.Проявляется в привычке поддакивать и соглашаться, тоже не способствует искренней и открытой коммуникации.
      4. Стремление все исправить.Проявляется в непереносимости чужих негативных эмоций. Такие люди мгновенно бросаются на помощь даже там, где она не нужна. И в конце концов их начинают избегать.

Совершая эти ошибки, пишет Джулиан Трежер, мы порождаем невероятную по объему волну контента, который создается только для того, чтобы привлечь внимание, подрывает доверие в обществе и приводит к отчуждению, росту напряженности и конфликтам. 

Слушать, слышать и понимать

Рост потока информации, который имеет место в сегодняшнем мире, опережает нашу способность эту информацию обрабатывать. Защищаясь от информационной перегрузки, мы склонны упрощать мир вокруг нас, объясняет в книге «Сигнал и шум. Почему одни прогнозы сбываются, а другие — нет» специалист в области статистики Нейт Сильвер (мы уже подготовили это саммари и скоро его опубликуем). Мы стремимся привести мир в согласие со своими представлениями о нем, на самом деле он становится все более разнообразным и сложным. Это стремление — одно из последствий развития технологий, влияющих в том числе и на наше умение слушать, воспринимать живую речь, понимать, сопереживать и излагать устно свою точку зрения. Джулиан Трежер пишет, что удаленное письменное общение, ставшее в последнее время нормой, провоцирует нетерпеливость, рассеянное внимание, снижение чувствительности, склонность к обобщениям, обеднение словарного запаса. В глобальном масштабе мы становимся примитивнее, перестаем помнить о невероятном разнообразии и непредсказуемости мира и попадаемся в информационные ловушки, которые сами же и расставили. Мы начинаем слишком доверять новостям, несостоятельным прогнозам и предсказаниям, не стремимся анализировать данные, проверять факты, мыслим менее критически и делаем поверхностные выводы. И снова попадаем в ту же «шахту».

В 1976 году эпидемиологи в США во много раз преувеличили опасность распространения вируса H1N1, а в 2009 году ошиблись в отношении смертности от свиного гриппа. Пандемии гриппа наблюдались в 1918, 1957 и 1968 годах и прогнозы смертности по последним были значительно страшнее реальной картины. Однако, как показала текущая пандемия, нельзя рассчитывать, что ошибки будут происходить всегда в позитивном направлении. Мы «привыкли к преувеличениям» и пропустили реальную угрозу, о которой нас предупреждали многие: от вирусологов до экономистов. Между тем, в последние годы ситуация значительно изменилась, люди начали гораздо больше перемещаться по миру, что сделало опасность глобальной эпидемии куда более реальной, но этот факт не был учтен, хотя его упоминали многие современные мыслители.

Поэтому в сегодняшнем информационно-насыщенном мире для нас жизненно важно научиться не только слушать, но и правильно воспринимать, осмысливать информацию, быть чуткими и эмпатичными, кто бы ни находился «по ту сторону» взаимодействия — подчиненный, коллега, автор статьи в интернете, наш ребенок или случайный собеседник. Мы подготовили свежую подборку книг об умении слушать, понимании, информации и взаимодействии — воспользуйтесь ей, чтобы усилить свои навыки в этой сфере. 

Чек-лист. Почему я не слушаю?

  • Тороплюсь.
  • Устал или перегружен информацией.
  • Слишком занят своими мыслями и не намерен (не способен) вникать в суть сказанного.
  • Хочу поскорее высказаться, готовлю свой ответ.
  • Не понимаю собеседника из-за недостатка информации о предмете разговора.
  • Собеседник мне неинтересен или неприятен.
  • Собеседник, с моей точки зрения, не достаточно компетентен в области, о которой говорит.

Этот небольшой чек-лист поможет увидеть причину, по которой вы в данный момент не в состоянии осознанно воспринимать информацию. Знание причины проблемы — уже половина ее решения. Понаблюдайте за собой, держа этот чек-лист в голове — и вы сможете быстро «включиться» и начать слушать — или же отложить беседу до того момента, когда она сможет принести вам и вашему собеседнику куда большую пользу.

Поздравляем!
Изменение пароля
Доступно после регистрации
Хотите пройти тест?
Поздравляем!
Контакты
Рекуррентная подписка активна
Поздравляем!
Ошибка

Это и другие саммари доступны для наших подписчиков. Попробуйте 7 дней бесплатно или войдите в ваш аккаунт

Попробовать бесплатно
или
Войти в систему

По вопросам корпоративной подписки обращайтесь по адресу corp@smartreading.ru

Вы уже купили автоматически обновляемую (рекуррентную) подписку.
По окончанию срока действия подписки - деньги будут списаны с вашей карты автоматически и подписка будет обновлена.

Вы успешно {{ pageTariff_successPayText }} тариф
«{{ pageTariff_PaidTariffName }}»

{{ errorMessage }}

Смарт Ридинг
Адрес: , ул. Клары Цеткин, д. 18, к. 3, 4 этаж, офис 419 119021 г. Москва,
Телефон:+7 495 260-14-47, Электронная почта: help@smartreading.ru