Дети дома. 5 книг, чтобы не сойти с ума и улучшить отношения
Подборки
19.05.2020

Дети дома. 5 книг, чтобы не сойти с ума и улучшить отношения

Согласно распространенному мнению, детский сад и школа (в ее довирусном — очном — виде) необходимы детям, поскольку обеспечивают «социализацию» — навык, который якобы нужно приобрести обязательно в раннем детстве. На самом деле для многих родителей сад и школа — отчасти способ «пристроить» детей на время, чтобы получить возможность заняться своими взрослыми делами — в первую очередь работой. Но за 1,5 месяца, которые наши дети провели дома из-за пандемии, у нас появилась возможность пересмотреть свои взгляды как на необходимость «социализации» в детском саду, так и на школьное образование (обязательно прочитайте саммари книги Дмитрия Чернышева «Вертикальный прогресс» и его интервью создателю Smart Reading Михаилу Иванову).

Но самое главное — локдаун дал нам возможность узнать, какой была бы жизнь, если бы наши дети были всегда с нами — росли и учились дома. Это очень интересный и сложный опыт, ничего подобного с родителями в России не происходило, как минимум, за последние сто лет. И несомненно, это время уроков и открытий, время научиться лучше понимать своих детей, выстраивать с ними добрые и близкие отношения. Мы собрали пять ценных мыслей из книг, которые могут поддержать нас в этот интересный и важный период.

1. Признавать детскую индивидуальность

Януш Корчак «Как любить ребенка»

Самое важное в воспитании — любить ребенка. Главная идея этой книги звучала в теориях многих великих педагогов, однако Януш Корчак подтвердил ее собственной жизнью, добровольно войдя вместе со своими воспитанниками в газовую камеру Треблинки. Книга наполнена мудростью сердца, которая открывает правду о человеке вообще. Каждый ребенок — «не такой, как все». И не такой, как родители, и не такой, каким они хотят его видеть. Именно с признания индивидуальности ребенка и начинается уважение к нему. Каждый раз, когда мы хотим впихнуть в ребенка лишнюю ложку каши, знаний или морали, мы должны вспомнить, что решать ему. Корчак убежден, что ребенок выражает свои желания и нежелания с первого дня жизни, и обязанность родителей — понимать это. Читать саммари

2. Помнить о привязанности

Людмила Петрановская «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка»

Каждый младенец на инстинктивном уровне знает правила игры: один, без своего взрослого, который о тебе заботится, ты не жилец. Если родителя рядом нет или он не спешит к тебе, борись, кричи, зови! Если все равно никто не приходит — замри, перестань расти и жди, пока все наладится. Или умри. Лишь в 1950-х годах после доклада английского психоаналитика Джона Боулби право ребенка быть со своим взрослым стало осознаваться наравне с правом на безопасность: родителей стали пускать в детские больницы, сирот — устраивать в приемные семьи, круглосуточные ясли и сады перестали считаться нормой, а отпуск по уходу за ребенком во многих странах удлинился. Если ребенок не уверен в привязанности своего взрослого, он будет снова и снова добиваться подтверждения этой связи — именно это часто становится причиной «испытаний на прочность», которые устраивают нам дети. Причем не только малыши — подростки тоже. Читать саммари

3. Признавать чувства ребенка

Адель Фабер, Элейн Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»

«Когда у нас не было детей, мы были очень хорошими родителями» — есть такая известная родительская шутка. Все мы когда-то думали, что никогда не будем кричать на своих детей и обижать их, сможем всегда быть чуткими и понимающими, будем добры и справедливы, но «не позволим детям сесть нам на шею». Но потом появились наши реальные дети — живые, смелые, непосредственные, упрямые и непослушные. Они не хотят спать днем, учить математику и целовать противную родственницу с бородавкой на носу (ну ладно, этого мы от них не требуем, по крайней мере сейчас). Они забывают помыть посуду, увлекаются гаджетами и не любят тихие игры. У них свои интересы и — надо же! — они не совпадают с нашими, что часто приводит к конфликтам, иногда — к постоянным конфликтам, и все они, конечно же, обострились сейчас из-за локдауна. Книга Адель Фабер и Элейн Мазлиш — о принятии чувств ребенка. О том, как важно по-настоящему слышать детей и отказаться от осуждения, обвинений, нотаций и морализаторства — всех тех способов взаимодействия, которые не только не работают, но действительно портят отношения. Читать саммари

4. Избегать стереотипов

По Бронсон, Эшли Мерримен «Мифы воспитания. Наука против интуиции»

Воспитание — сфера, в которой особенно причудливо соединяются безнадежно устаревшие стереотипы и бездоказательные инновации. «Ребенка нужно часто хватить», «Разговоры с детьми о расовых различиях порождают расизм», «Честность нужно воспитывать с малолетства», «Социальные навыки следует развивать в раннем возрасте» — эти и другие «правила», на самом деле, всего лишь стереотипы, которым мы часто следуем, не слишком задумываясь об их ценности. Книга известных американских публицистов По Бронсона и Эшли Мерримен основана на исследованиях, проведенных учеными лучших университетов США с участием педагогов, родителей, руководства школ и, разумеется, большого количества детей. Результаты этих изысканий, изложенные в книге, впечатляют — они демонстрируют, как много шаблонов, принимаемых нами за истину в первой инстанции, оказываются неверными. Читать саммари

5. Обучать с подкреплением

Карен Прайор «Не рычите на собаку: Новое искусство обучения»

Эта книга совершила настоящий переворот в биологии и психологии в 1980-х. Карен Прайор не просто выдвинула, но и успешно доказала гипотезу о том, что дрессировать можно любое живое существо, от примитивного морского гребешка до высокоинтеллектуального академика с IQ, как у Эйнштейна. Несложные принципы обучения с подкреплением доказали свою эффективность на спортивных тренировках, репетициях театральных трупп, в общеобразовательных школах и в семейном воспитании. Принципы обучения с подкреплением полезны и в воспитании детей, и в самообразовании. Конечно, обучение с подкреплением — не панацея от всех жизненных неприятностей. Оно не решает медицинские, генетические и глубокие психологические проблемы. Но помогает эффективно формировать нужные навыки, отвыкать от вредных привычек и налаживать отношения с окружающими. Карен Прайор уверена: человек, который умеет дрессировать животных, прекрасно справится и с детьми. У всех ее знакомых дрессировщиков дельфинов очень милые и воспитанные дети. Читать саммари

Вход
Регистрация
Восстановление пароля
Поздравляем!
Изменение пароля
Доступно после регистрации
Хотите пройти тест?
Поздравляем!
Контакты
Корпоративный аккаунт
Реккурентная подписка активна
Поздравляем!
Ошибка
Забыли пароль?
или используйте
Вконтакте
Gmail

{{ registrationHeaModalText }}

Уже зарегистрированы? Пожалуйста, авторизуйтесь.
или используйте
Вконтакте
Gmail
Вы успешно зарегистрировались.
Вам отправлено подтверждающее регистрацию письмо.

Укажите Ваш электронный адрес, мы вышлем на него инструкции для восстановления пароля!

Вернуться обратно

Это и другие саммари доступны для наших подписчиков. Попробуйте 7 дней бесплатно или войдите в ваш аккаунт

Попробовать бесплатно
или
Войти в систему

По вопросам корпоративной подписки обращайтесь по адресу corp@smartreading.ru

Вы являетесь корпоративным пользователем.
По вопросам продления подписки обращайтесь к Куратору в рамках вашей компании.

Вы уже купили автоматически обновляемую (реккурентную) подписку.
По окончанию срока действия подписки - деньги будут списаны с вашей карты автоматически и подписка будет обновлена.

Вы успешно {{ pageTariff_successPayText }} тариф
«{{ pageTariff_PaidTariffName }}»

{{ errorMessage }}

Регистрируясь в системе, вы автоматически соглашаетесь с положением о защите персональных данных (откроется в новом окне) и даете свое согласие на обработку персональных данных (откроется в новом окне)
Смарт Ридинг
Адрес: , ул. Клары Цеткин, д. 18, к. 3, 4 этаж, офис 419 119021 г. Москва,
Телефон:+7 495 260-14-47, Электронная почта: help@smartreading.ru